Многие путают понятия «искусство» и «творчество». А многие – за искусство принимают такое, что ни в одни ворота не лезет.

«Творчество – это создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» (словарь С.Ожегова).

В профессиональном значении — это деятельность, порождающее нечто полезное новое, никогда ранее не бывшее. Творчество в искусстве – это новая умная мысль, выраженная художественными средствами. Сфера искусства – это часть творчества цивилизации, но далеко не все носители искусства являются творческими. Например, балет «Лебединое озеро». Творческая деятельность здесь принадлежит П.Чайковскому, В.Бегичеву. Исполнительские составы никакой новизны не приносят. Стандарты, которыми пользуются исполнители, не дают ноу-хау, а лишь мизер, который творчеством не назовешь. Это та же информация, выданная, так сказать, своим индивидуальным, почерком. Но исполнители – носители творчества авторов, пропагандисты и служители искусства. Актеры театра и кино, по большей мере – носители творчества режиссера и авторов сценария. В редком случае особенно одаренным удается внедрить в исполнение свой, качественно новый, образ с новым мировоззрением.

Особенно смешно называть творчеством выступление размалеванных певцов и певичек с дикими прикидами, поющих в микрофон или под фонограмму пустые песенки на избитые темы. Это и не творчество, и не искусство, а дешевое паясничество. Другое дело – Алла Духова. Она создала систему, которую стали использовать для выразительности движений выступающих и задних планов. Это и творчество, и искусство – новое и красивое, позволяющее русскую эстраду поднять на более высокий эстетический уровень (правда, петь под такой балет приходится под фанеру – одышка мешает). И опять-таки, использование ее системы – это внедрение ее творчества в массы – и это тоже дело. Но это не творчество. Творчество – это качественный скачок, а не просто мелкое дополнение. Конечно, творчеством можно назвать и рисунки олигофренов, а медведя можно научить танцевать лезгинку. Но это понятие «творчества» имеет второе значение – термин в психологии и дрессировке. По некоторым данным, если человека не обучить творческому мышлению до периода полового созревания, он навсегда останется неполноценной педагогической запущенностью. Как и детей «маугли» после пяти лет животными – не удается повернуть к образу полноценного человека.

карикатура на примитивизм, рисовал автор
карикатура на примитивизм, рисовал автор

Что касается изобразительного искусства, на мой взгляд, художник, который не умеет рисовать хотя бы на уровне классической художественной школы – это не художник. Поэтому так называемый «стиль примитивизма» в мое понятие о художниках не входит. «Примитивизм» по самой сущности своего названия должен служить примитивам, а искусство всегда должно служить народу (правда, если народ примитивен…) И оно должно быть понятно среднестатистическому жителю современности, оно должно быть проанализировано на сознательном и интуитивном уровне. Зритель должен понимать и осознавать, что ему сказал автор. Это касается и абстракционизма. Абстрактное искусство должно нести изобразительно главную мысль сообщения, хотя бы на уровне табличек для выхода или туалета, а не являться нагромождением непонятно чего.

Кафе "Хрен есть", карикатура автора
Кафе «Хрен есть», карикатура автора

А вот несколько высказываний людей, хорошо разбирающихся в изо и достаточно морально устойчивых, чтобы не плестись за хвостами конформистов:

«Черный квадрат» К.Малевича не является произведением искусства вообще…

Продолжение следует — читаем здесь.

Наш журнал для умных людей. Мы даем им знания и стимулируем мыслительные процессы.
Знакомство с автором — здесь