• Часть вторая.  Часть первая здесь.

Для того чтобы перехитрить лень, нужно применять четыре правила:

1. Быть мыслями там, где интересно. Именно, где интересно, а не где комфортно (это касается и мечтаний, из которых следует опустошенность) или страшно, или там, где испытываешь раздражительность, тревогу или какие другие эмоции, даже положительные. Только ИНТЕРЕСНО должно быть, иначе все пойдет в другую сторону. Это значит, что следует связывать необходимое действие (которое не хочется исполнять) с тем, что у вас вызывает интерес, а лучше – со своим стержневым интересом. Связь всегда найдется (см. часть третью – «Труд и отдых доктора Бердс»).
Если же вы опустились настолько, что ничего уже и не интересует, следует развивать интерес. Есть много способов. Например, для возбуждения внимания при умственной ленности:

«Чтобы не заснуть от истории средних веков, я крутила обруч с книгой в руках»; «Я читал вслух наинуднейший материал по квантовой механике и представлял, что довожу этим своего старшего брата»; «Я представлял, что читаю студентам лекцию»; «Я представлял, что экзаменатор дебил, а я ему вдалбливаю знания».

Хорошо стимулирует конспектирование нужного материала вперемешку с юмористическими примечаниями. Хорошо стимулирует внимание и память повторение вскользь и вразброд уже изученного материала; использование «промежуточного времени» (когда стоишь в очереди, лежишь в ванне, сидишь в туалете, идешь, едешь и т.п.) с краткими записями главного; пролистывание и просматривание прежнего материала. Вырабатывайте красивую речь и виртуозность движений. Представьте, что ваша деятельность – это речевой вокал и уникальный танец, которым владеете только вы. Старайтесь не делать лишних движений и не говорить лишних слов. Все должно попадать точно в цель – в продуктивность вашего труда

2. Делать то, что нужно «потихоньку-помаленьку». То есть, вы начинаете потихоньку шевелиться в заданном направлении, не сосредотачиваясь на том, что не хочется этим заниматься. При этом рекомендуется использовать китайский принцип: телу всегда должно быть удобно и приятно (как от массажа или потягивания) тренируйтесь на физическом и умственном труде с целью добиться приятности от поз и движений, добивайтесь ощущений при работе, как от массажа или потягивания, хитрите со своим телом, используйте комбинации из тех уроков физкультуры, которые вы хорошо усвоили.

3. Использовать парадоксальный режим – увеличьте разнообразие нагрузки (добавить дополнительные дела). Вспомните, как в школе было составлено расписание уроков: «Понедельник – алгебра, русский, английский, география, физкультура. Вторник – история, геометрия, русский, биология, труд» и так далее. Составьте себе подобное расписание. И каждый день обязательно задавайте себе уроки творчества: учитесь рисовать, петь, играть на флейте, изучайте китайский и итальянский языки, вышивайте крестиком, обтачивайте алмазы или бутылочные стеклышки, сочиняйте эпиграммы на ваших конкурентов – и тому подобное на ваше усмотрение.

4. Во время необходимой работы использовать аутотренинг. Внушайте себе то, чего хочется вперемешку с тем, что надо. Внушайте себе так, как ваш школьный учитель физкультуры давал вам команды («левой, левой», «раз-два», «наклон – выдох, выпрямились, руки вверх – вдох» и т.п.).

Учитесь превращать «надо» в «хочется». Ни «хиханьки-хаханьки», ни блаженный комфорт (это аутонаркомания за счет выработки внутренних наркотиков – эндорфинов), ни страшилки и ужастики, ни экстремизм (истощающий эмоции адреналин) не дают истинного удовольствия от жизни. Только интенсивный творческий труд (серотонин – медиатор вдохновения; он полноценный только в нашем организме, в бананах такого не найдешь) на это способен. Без труда скучно. Только труд с удовольствием дает полноту мироощущения. Только после плодотворного труда возможен полноценный отдых. Без труда отдыха не бывает.

продолжение следует.

  • Наш журнал для умных людей. Мы даем им знания и стимулируем мыслительные процессы.