Научное познание мира является объективным отражением действительности и служит для улучшения качества жизни.
- Часть первая статьи — здесь
Главные характеристики научного метода:
— объективность (нравится или нет – а «дважды два четыре» для всех одинаково);
— систематичность (отдельные элементы системы не противоречат, а дополняют друг друга);
— достоверность (каждый факт доказывается, ничего не принимается просто на доверии);
— точность (использование математических терминов, формул или их эквивалентов);
— практическая ценность (должна быть всеобщей и обязательной).
Научный метод познания сформировался ЛИШЬ В КОНЦЕ 17 ВЕКА.
Это касается также и гуманитарных наук. Утверждение, что в гуманитарных науках «мы не можем полностью объективировать изучаемое» или «историю может каждый переписать на свой лад» в корне неверно: факты и системы фактов должны соответствовать истине, а выдавать ложь за действительность практикуют и мошенники точных наук. Если еще не до конца математически точно излагаются аксиомы – например, в психологии отношений – не значит, что это субъективно. Это означает лишь то, что психология как наука еще находится на стадии формирования.
Доказательства могут быть не только математически выверенными в виде цифр, но и выведены одними фактами через другие (вспомните мультфильм «Тридцать восемь попугаев»).
Наука находится в постоянном прогрессирующим движении и подчиняется всем законам развития материи (в том числе, и всеобщему философскому закону отрицания отрицания: каждое ноу-хау при развитии науки должно превратиться в прототип – т.е. каждое последующее становится предыдущим). Наука начинается с формирования концепции – системы научных взглядов.
Кроме научного метода познания — естественнонаучной культуры, существует вторая культура — гуманитарно-художественная. Наука и искусство — два вида развития человека и человеческой цивилизации. Не путайте гуманитарно-художественную культуру с гуманитарными науками, например, с историей! Гуманитарные науки, как и точные, также объективны и подчиняются тем же правилам, однако математически пока не до конца выверены. Искусство же, наоборот, неповторимо.
- Продолжение — Ложь и правда. Часть третья. Истерия. — здесь
Инга
18 октября, 2019 — 10:14 дп
«Практическая ценность» притянута искусственно. Она никак не связана и не вытекает из других характеристик, которые соединены между собой неразрывно. Практическая ценность – зависит только от того КТО будет эту ценность извлекать, значит, эта характеристика субъективна. И зависит от целей этого КОГО-ТО, по сути от его нравственных установок, что совсем ненаучно.
…Иногда научный подход кажется слишком суровым (даже самому себе), но если его применять к месту, КАК ИНСТРУМЕНТ, А НЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ, и всё будет нормально.
admin
18 октября, 2019 — 1:39 пп
Вы забыли о других характеристиках научного метода. В том числе об «объективности» и «систематичности». А также пропустили первую строчку статьи: Научное познание мира является объективным отражением действительности и служит для улучшения качества жизни.
автор
23 октября, 2019 — 11:48 дп
Добавка.
Наука — вещь объективная. В том-то и смысл, что науными знаниями в полном объеме пользоваться любой психически здоровый человек. А если в изобретениях практической ценности нет, то ее и не будет, КТО бы не взялся. И наука — это не мировоззрение. Мировоззрение субъективно, хотя частично опирается на научные достижения