В период Застоя на протяжении нескольких лет в одном из районов одного областного города бесследно пропадали люди. Милиция недоумевала – никаких следов нигде не было обнаружено. Если бы не один случай, может быть, это продолжалось бы до сих пор. Но однажды женщина обрабатывала мясо, купленное на рынке, и обнаружила в нем часть человеческого мизинца. Эта находка помогла раскрыть серию страшных преступлений и привела в шок, можно сказать, народные массы. Однако, среди примитивных диких племен до сих пор каннибализм – привычное дело. Некоторые даже съедают мясо своих умерших родственников, чтобы, так сказать, продолжить их начатое дело.

Мне был знаком психиатр, который изучал это явление и пришел к интересным выводам. В частности, к анатомическим особенностям «цивилизованных» каннибалов: «…преодолевая табу каннибализма, людоед вынужден скрывать свое преступление от окружающих, вытесняя его в подсознание, что прорывается в виде непроизвольного слюноотделения при виде и даже при упоминании о сыром мясе, в кошмарных сновидениях и т.п. Все это создает напряжение жевательных мышц, усиление кровотока в стоматологически значимых участках ротовой полости. Это зачастую приводит к гипертрофии зубов и нижней челюсти» (книга Марины Бердс «Души наизнанку», ЛитРес). Надо сказать, это соответствует и моим наблюдениям. Однако, у представителей диких каннибалов такой особенности не наблюдается.

Индейская часть жителей Боливии легко добавляет к предметам обихода черепа и даже головы умерших родных, что нам дико и странно. Однако, носить образ мертвого разлагающего еврейского лидера (хотя, по легенде, он выступал против подобной символики) и принимать пасхальные блюда как «тело христово» и «кровь христова» — это воспринимается как нормальное явление.

Ж. Дантеса вызвал Пушкин на дуэль за то, что в какой-то анонимке сообщалось, что жена Пушкина изменяет ему с Дантесом, а Пушкина назвали рогоносцем. Это одна из версий, но, как и другие, воспринимаются с абстрактной досадой и отчаянием только потому, что это был Пушкин, и он скончался. А вот если бы Пушкин убил Дантеса, это бы воспринималось просто как один из фактов биографии великого поэта. Хотя сам Пушкин, как небезызвестно, поимел очень многих дам сексуально. Может, это и сказка про его любовниц, но воспринимается как должное – молодец, ему можно. А представьте, как сегодня кто-то неизвестный написал Иванову, что его супруга изменяет с Петровым, а за это Иванов вызвал Петрова на дуэль. Это как, нормально, с сегодняшних позиций?

С прошлого века стало очень модной тема поведения. И чего только не пишут! Особенно о девиациях – отклонениях от устоявшихся норм. Доходит даже до того, что научные открытия и изобретения являются девиантным явлением, правда «позитивным», но отклонением от «нормы». А вот определение нормы за последнее время никто не дает. Напрашивается вопрос: «А от чего нам не надо отклоняться?» Чиновники уверенно говорят: «От «Конституции» и всего, что к ней прилагается». Хотя сами постоянно нарушают эту «Конституцию», которая составлена так, что исполнение ее инструкций несовместима с реальной жизнью. Криминальный мир живет «по понятиям». В какой-то степени, это иногда даже честней, чем составленный формально «Уголовный кодекс». Но до поры до времени: самосуд, во-первых, может быть ошибочным, потому что диктуется не разумом, а эмоциями, а, во-вторых, затягивает как патологическая зависимость (ибо там моральной устойчивости не бывает) и неуклонно ведет к несправедливости.

Одно из определений поведения: «Поведе́ние — определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой». Что это за «определенный»? Кто и как его определил? А если не определил, что, поведения нет?

«Поведение, которое не соответствует требованиям социальных норм, называется девиантным (или отклоняющимся)». Ладно, согласимся. Идем дальше. «В современной культуре ведущими целями считаются успех и богатство». Красивое общество! Но это не поведение, это ценности. «Но общество не предоставляет всем людям законных средств для достижения этих целей. Поэтому человеку приходится или выбирать незаконные средства, или отказываться от цели, заменив ее иллюзиями благополучия (наркотиками, алкоголем и т.д.)». Да при рабовладельческом обществе были те же «ценности», но, например, в Древней Греции участники Олимпийских игр были абсолютно голыми. Представьте, как бы это выглядело сейчас. «То, что было девиантным, становится нормальным (конформным), и наоборот. Например, социализм, революция, большевики и т. п. мотивы и нормы были девиантными для царской России, и их носителей наказывали ссылками и тюрьмой. После победы большевиков прежние девиантные нормы были признаны нормальными. Крах советского общества превратил его нормы и ценности снова в девиантные, что стало причиной нового девиантного поведения людей в постсоветской России». Полная неразбериха. А все потому, что современная мода на слабоумие привела к тому, что перестали отличать главное от второстепенного. А это проблема, господа, бывшие товарищи! Так в ярком фантике какашку вместо конфетки съешь – и не заметишь. Отставьте витиеватые бессмысленные фразы, уберите «умничание» и «понты». Обратитесь к голосу разума. А я постараюсь вам помочь. Все намного проще.

Продолжение следует (читаем здесь).

Наш журнал для умных людей. Мы даем им знания и стимулируем мыслительные процессы.

Знакомство с автором — здесь