• Статья 103.

Итак, после того, как идет усреднение систем ощущений появляется восприятие (вспомните часть 4). А далее это усредненное восприятие ведет к образованию понятий – абстрактного словесного названия предмета или явления: «яблоко», «груша», «дождь». Это усредненное понятие во многих языках обозначается неопределенным артиклем. В нашем языке можно охарактеризовать так: «какое-то яблоко», «какая-то груша», «какой-то дождь». И это есть сплав образного и абстрактного мышлений. Причем, в обоих направлениях: мы видим яблоко и говорим мысленно: «Яблоко». И наоборот, нам говорят: «Яблоко» — и мы его представляем в воображении как усредненный образ этого предмета, даже если не успеваем сознательно ухватить это представление. Так работают образное и абстрактное мышление, где образное, более древнее, ушло в факультатив.

И это работа мышления с переходом в интеллект. Из простых восприятий образуются сложные – системы восприятий (которые выражают законченную мысль). Это уже интеллект. «Мама, дай яблоко!» — просит ребенок исполнить мать определенный поведенческий акт.

У животных тоже есть интеллект, oни тоже могут просить яблоко или мясо. Но ни одно животное не выходит за рамки образного мышления. И в этом их отличие от человека. Ни одно животное не общается отвлеченными символами типа слов. Ни одно животное не изготовило орудие труда. Попугаи, вороны, канарейки, обезьяны – всего лишь имитаторы.

источник фото http://img1.liveinternet.ru/
Интеллект работает, как всегда, с результатом мышления. Что же касается такой работы мышления, как представление (прошлого – воспоминания, будущего – воображения), то это явление существует только на уровне восприятия взаимосвязанных объектов (то есть, где есть интеллект, оперирующий образным мышлением), где есть законченная мысль. Память же вторична по отношению к интеллекту, поэтому она и включена в «спектр» после него – сфера 6. Поэтому человек не может вспомнить то, что было до возникновения интеллекта, однако, представить может в воображении то, чего никогда не было, но логически предопределено. И помнить, и представлять человек начинает с момента формирования интеллекта, т.е с момента приобретения качества выражать законченную мысль.

Существует память младенцев – с пятимесячного возраста ребенок может запоминать обрывки объектов, которые сопровождаются еще и тактильными ощущениями (осязание в этом возрасте – самый сильный орган чувств). Есть небезосновательная версия, что человек смутно помнит самое сильное бессознательное впечатление – свои собственные роды. И это может проявиться в стрессовых состояниях при гипоксии головного мозга в виде лабиринтов и туннелей, впереди которых – свет.

Животные имеют память, отличающуюся от человеческой. Кое-что на эту тему было исследовано. Но нам это трудно представить, потому что в картины их памяти прежде всего вовлекается осязание, слух и обоняние. Поэтому, например, кот, увидевший фотографию кошки, выпучивает глаза, рычит, пушит хвост и показывает все признаки недоумения. А как, скажем, мы можем представить память опять же кота, от которого злые хозяева решили избавиться и отвезти далеко-далеко? Его можно посадить в мешок, в герметичную коробку – а он все равно найдет дорогу домой, потому что он запоминает путь не зрительными, а «слуховыми картинками».

«Наш журнал для умных людей. Мы даем им знания и стимулируем мыслительные процессы.»