Еще раз следует повторить для эгоистичных дедушек и бабушек, которые, как правило, не реализовали себя в воспитании собственных детей и стараются это восполнить на внуках: ДЕТИ ВАШИХ ДЕТЕЙ — НЕ ВАШИ ДЕТИ; ВАШИ ДЕТИ, КОТОРЫЕ ЗАВЕЛИ СВОЮ СЕМЬЮ — ЭТО УЖЕ НЕ ВАШИ ДЕТИ; ВАШИ ДЕТИ НЕ ПРОСИЛИ ВАС ИХ РОЖАТЬ; ИМЕТЬ ДЕТЕЙ — ЭТО ВАШ ЭГОИСТИЧЕСКИЙ КАПРИЗ; НЕ ВЫ ПРОИЗВЕЛИ СВОИХ ДЕТЕЙ НА СВЕТ, А ПРИРОДА ВАШИХ ОРГАНИЗМОВ; ВЫ РОЖАЛИ СВОИХ ДЕТЕЙ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ ИМ ПОРТИТЬ ЖИЗНЬ СВОЕЙ СТАРОСТЬЮ, А ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ УДОВЛЕТВОРИТЬ СВОИ РОДИТЕЛЬСКИЕ ИНСТИНКТЫ, КОТОРЫЕ СУЩЕСТВУЮТ ВРЕМЕННО — ДО ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ.

После того, как дети завели свою семью, из двух семей образовалось три. Все три семьи — это отдельные социальные ячейки, со своими (может, у молодоженов не сразу сформированными) моралями и ценностями. И между этими тремя ячейками не может быть никаких тесных связей, кроме дружеских (остальное обречено на провал), какие бывают с людьми, не связанными родственными отношениями. И в этом проявляется объективность принятия друг друга (между родительскими семьями и семьями их детей). Нечего рассчитывать на нечто большее, если нет цели получить разочарование.

Родители молодоженов имеют право оказывать им дополнительную помощь (материальную, моральную, профессиональную), кроме дружеской взаимопомощи, не требуя ничего взамен, так как это их инициатива, но они не имеют право заставлять принимать эту помощь. Молодая семья имеет право принимать предложенную помощь или не принимать — по своему усмотрению, но не имеет право требовать такой помощи от родителей. И наоборот, помощь родителям — инициатива детей, и нечего ее навязывать или требовать вознаграждения за нее. Давать советы друг другу имеют право обе стороны (и родители, и дети), но обязывать следовать этим советам и даже выслушивать их — ни у одной стороны таких прав нет. Советы же прародителей по отношению к своим внукам правоверны, если они согласованы с родителями внуков и не противоречат сложившимся их традициям и мировоззрению. Еще раз следует повторить: СОСУЩЕСТВОВАНИЕ НОВОЙ СЕМЬИ С РОДИТЕЛЬСКИМИ СЕМЬЯМИ ДОСТИГАЮТ МАКСИМАЛЬНОГО УСПЕХА ЛИШЬ В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ НЕ ПРОТИВОРЕЧАТ ЕСТЕСТВЕННЫМ ЗАКОНАМ ДРУЖБЫ (ВЗАИМОПОМОЩИ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ).

Когда в семье появляется маленький ребенок, многие молодые родители совершают стереотипные ошибки, связанные с однобокостью воспитания: либо с перегибом строгости до уровня жестокости — либо с вседозволенностью. Следует помнить, что маленький ребенок — это еще не личность (личность — это выработанный воспитанием характер + мировоззрение, что достигается примерно к 20-25 годам жизни). Маленькому ребенку недостаточно разъяснений, что такое хорошо, а что такое плохо. Он должен фактически удостоверится в этом, чтобы затем построить свою мораль. Однако самостоятельное набивание шишек нескоро приведет к выводам, а чаще всего не приводит к этому вообще. Маленький ребенок еще очень близок к неразумным животным. И чтобы правильно его воспитать, необходимо использовать физиологические особенности этого периода — для лучшего усвоения поведенческих рефлексов на первых годах жизни требуется применение подкрепляющих стимулов: сделал хорошо — поощрение, сделал плохо — наказание («политика кнута и пряника»). Такой подкрепляющий стимул дает более стойкий условный рефлекс (см. И.П.Павлова), в современной психологии он называется «якорем». Только следует такую «политику» вести разумно и не перегибать палку: и наказание, и поощрение должны быть соразмерны проявленному поступку.

Еще одним сложным моментом, который очень часто ускользает от воспитателей, является легкомысленное отношение к значению многих понятий, которые употребляются в общении с ребенком. Это прежде всего касается прозвищ, которые дают ребенку их воспитатели. Такие клички, необдуманно использованные в обращении, могут серьезно повлиять на формирующийся характер, так как они являются постоянным внушением скрытого смыла, который в это прозвище вложен (этот скрытый смысл, например, проявляется в сказках о животных и устоявшихся в народе понятиях). Следует задуматься об этом посерьезнее, взяв в пример некоторые из них. А именно:

— ласковое прозвище для ребенка «Зайка» упирается в устоявшееся сказочное олицетворение народом в образе зверя зайца качества характера «трусливый»;

Лисенок — лиса – хитрый;

Песик — собака — подлиза, прислужник;

Рыбка — рыба – холодная, бесстрастная (никакая) натура;

Волчонок — волк — жестокий, бандит, уголовник;

Медвежонок — медведь — косолапый, неловкий, грузный;

Котенок — не ассоциируется с котом, а воспринимается как беззащитный;

Котик (кошечка) — красивый, ленивый, независимый, эгоистичный;

Львенок — лев — смелый, царь;

Свинья — грязнуля;

Тигренок — тигр — свирепый, нападающий;

Птичка — маленькая, вольная, но недолго — ее легко поймать или подстрелить из рогатки (в воображении возникают образы синиц, щеглов, воробьев, но никак не журавлей или ворон);

Мышка — маленький, юркий, с тоненькими косточками, зверек, которым питаются коты;

Осел — тупой и упрямый;

Корова — некрасив в движениях;

Обезьяна — воспринимается как неграциозный человек, с некрасивыми ужимками, не имеющий своего, а повторяющий за другими;

Баран — тупой;

Петушок — задира;

Совенок — сова — мудрый;

Змейка — змея — злой, коварный и т.д.

 

Продолжение следует. 

Очерки семейной психологии, часть первая — здесь

Очерки семейной психологии, часть вторая — здесь

 

 

*Photo by Jonathan Borba on Unsplash