***

При социализме была сравнительно жесткая критика и фильтрация произведений искусства, но недальновидность цензоров и их недостаточная компетентность упустила серьезный неумышленный шаг, который возымел очень серьезное значение для провала Советской власти. Это телевизионный фильм «Доживем до понедельника».

Главного героя играл великолепный артист, красавец с изящными манерами Вячеслав Тихонов. Он практически всегда играл положительных героев и здесь воспринимался зрителем тоже с положительной стороны. Но уберем зрительские симпатии и обратимся к фактам. Неудачник, который на войне выжил-то благодаря товарищу, который стал директором школы и неоднократно защищал его, шел навстречу (у учителя истории, которого играл Тихонов, был неровный конфликтный характер). Однако же этот учитель истории не прочь подложить свинью своему директор и уйти в отпуск или рассчитаться совсем в самый разгар сложностей – словом, уйти от ответственности только потому, что не знал, как ему поступить с молодой влюбленной в него девушкой. Да, строить глазки ей и изображать благородство – это одно, а чтобы жениться… Зачем ему лишняя ответственность и обуза? Забота ему не нужна – все делает мама. Поговорить с Наташей и честно ей об этом сказать – страшно и неприятно. Лучше пустить все на самотек и удалиться от сложных обстоятельств. Переждать, пока само все разрешиться. Это мужской поступок? Зачем парить девчонку надеждой? Зачем ты вообще, еще когда ты ей преподавал, дал на эту надежду шанс? Зачем позволил ей влюбиться в тебя?

источник pinterest
источник pinterest

А потом: как ты ненавидишь своих учеников! Каждому ты норовишь сказать гадость, принизить, показать их некомпетентность,  неначитанность (вспомните, как он демонстрировал свою эрудицию про лейтенанта Шмидта; да если обо всех, о ком в учебниках пишут пятнадцать строчек, читать монографии, нужно круглые сутки одной историей и заниматься). Единственным, к кому ты проявил благосклонность – психопат Шестопалов. Он, видите ли написал стихи, а это – литературное творчество. А почему учитель истории похвалил это творчество? Да потому что Шестопалов этими стихами провозгласил свой протест против философии: нельзя рассуждать о счастье, это, мол, понятие такое, что нельзя осквернять своими мыслями. Что он написал в сочинении? «Счастье – это когда тебя понимают». У человека проблема, его не могут понять. А кто страдает от того, что его не могут понять? Психопаты и страдают – те, у кого проблема с социальной адаптацией. Он и в девочку влюбился зная, что она не лучше всех, как это бывает при нормальном формировании высокой нравственности, а зная, что она «так себе», но ему нужно состояние влюбленности для музы. Как и учителю истории, только у второго еще хуже: чтобы в него были влюблены. Чтобы он выглядел самым лучшим.

Какая главная идея фильма? КРАСОТА В ПСИХОПАТИИ И БЕЗУМИИ. Именно после этого фильма пошли массовые противоречия между учителями и учениками. Школьники, сопляки, стали качать свои права, забывая об обязанностях, и испускать истерические вопли при изучении философии и противоречить против любых установленных правил и дисциплины как против насилия над свободой (как у небезызвестной в девяностые Валерии Новодворской: «Мне все равно против какой власти бороться, лишь бы бороться»). И именно эти ровесники Шестопаловых в дальнейшем осуществили разрушение мощной разумной державы и, как следствие, всего, с таким трудом построенного социалистического мира.

Хорошее прививается хуже плохого: нет бы поучиться изяществу и вкусу у героя Тихонова —  куда там! С этим были при Советской власти проблемы – вспомните серые бездарные многоэтажки, атласные лифчики, рейтузы с начесом, валенки и резиновые сапоги. А вот если бы эти валенки и сапоги были бы сшиты в обтяжку, да с «молнией», да на каблучке, а рейтузы бы в форме шорт или бридж! А лифчики с кружевами? Вряд ли бы подавляющее большинство смотрело на Запад: ведь именно внешний вид, а не качество пошива отпугивало клиента. Если бы у нас в Советское время было правильное эстетическое воспитание, стремились бы к красивому, а не к роскошному  и модному, потому что далеко не всякая  роскошь и мода красивы сами по себе или подчеркивают красоту ее обладателя. Как правило, наоборот: золото и бриллианты дают не очень благовидный фон безвольным, невыразительным от недоразвитых мышц пальцам или неуклюжей, как у гуся, шее. Это замечает каждый нормальный человек (как и силиконовые шары вместо живых молочных желез), только не каждый осознает всю убогость увиденного. И тогда возникает сознательно-подсознательный конфликт, который ведет к половым извращениям, импотенции и сексуально-семейной неполноценности. Роскошь –  в переводе с болгарского «невоздержанность», в нашем сегодняшней философии – излишество.

Скажете, Советская власть – это вчерашний день? А вчерашний день зачастую бывает намного хуже сегодняшнего. А завтрашний может для кого-то не наступить вообще.