В ночь с 1 на 2 ноября в Месоамерике (Mesoamerica), культурном регионе Центральной Америки, отмечают странный праздник – День Мертвых.

Для древних месоамериканцев смерть не была связана с канонической христианской моралью, в которых идеи ада и рая служат для награждения или наказания. Напротив, судьба души зависила больше от типа смерти, чем от поведения при жизни (есть сходство с поклонением скандинавскому Одину). Супай (Supay), бог мертвых, бог подземного мира, изначально не носил явно выраженной отрицательной роли, впрочем, как и небезызвестный Аид, самый добрый древнегреческий бог, который дарил людям вечный покой. На Супая до сих пор молятся. В основном, горные рабочие. Еще он может быть демоном дома. При этом Супай как бы отделяет почкованием частицу себя и таким образом «размножается» – его становится больше. Поэтому он заинтересован в своих «демонических» функциях. Как демон он охраняет дом и благополучие хозяев и их гостей. Но не приведи господи, если в этом доме поселился враг или кто-то позарился на хозяйское благополучие – страшная кара ждет того. Он похож чем-то на домового, но! Во-первых демон дома – не отдельное самостоятельное лицо, а частица единого целого, а во-вторых, его главной задачей является подготовить домочадцев к самой выгодной для них смерти – такой, чтобы после нее они угодили в своеобразный супайский рай творчества и веселья. Супай сам выбирает, куда и кому отпочковать своего демонического отпрыска, сколько не проси. Он выбирает тех, кто ему нравится. Однако, большое значение имеет факт уважения к нему, но заискивания он не любит. А какие есть признаки его благосклонности, трудно разобрать.

Из других источников, Супай — проводник в царство мертвых. А в самом этом царстве господствует нечто похожее на коммунизм: там правит умерший народ без бога. А также Супай отвечает за соблюдение балланса  между добром и злом (орудие эволюции?) и регулирует количественно-качественный состав живущего населения. Но, как и все древние божества, он строгий и беспощадный судья и палач. Для инков — это один из самых страшных богов. Он мог превращаться в красивого человека и в любое животное. Инки были очень осторожны с Супаем, а те, кто его высмеивал или не уважал, находился в реальной опасности: Супай еще повелитель стихийных сил природы и войн.

День Мертвых стали отмечать (по данным исследователей) еще 2500—3000 лет назад (а может, и больше). До испанской колонизации местные жители часто держали в домах черепа умерших как своеобразную семейную реликвию, которые во время соответствующих ритуалов символизировали смерть и воскрешение. И до сих пор в некоторых в домах и квартирах такие черепа есть. Мало того, встречаются еще и целиковые отрезанные головы усопших, за которыми поколениями осуществляется должный уход, внимание и поклонение (например, в Боливии). Вам кажется это дикостью? Но если посмотреть на то с другой стороны – у многих католиков дома хранится прах дорогих людей. А посещение кладбищ? Никогда не задумывались, что кому-то из потомков это покажется пошлостью? Вы приходите на могилу. Что там? Душа? Даже если она существует после смерти, то что она забыла в гниющих тканях ее прежнего носителя? Вместо священной памяти о живом, вы беседуете с элементарными процессами разложения. А это не намного лучше месоамериканских традиций.

Продолжение читаем здесь