• Статья 98, часть вторая. Часть первая «К профилактике коронавируса +» — здесь

Работа над этим сеансом продолжалась с 1989 до 1995 года. За это время было исследовано несколько тысяч стандартных единиц. За одну стандартную единицу принимались ассоциации одного пациента за 1 сеанс гипноза (т.е. с чем пациент сравнивал свои необычные ощущения). Первые гипнотические сеансы проводились по классической схеме, предложенной Шульцем. Внушалось последовательно: сначала расслабление, потом тяжесть, потом тепло (для введения в гипнотический транс), после чего шел текст внушения, направленный на восстановление сил и уравновешенность. Наличие гипнотического транса выявлялось по совокупности признаков: отсутствие движений до конца сеанса, равномерное «сонное» дыхание, отсутствие глотательных движений, определенная скованность мимических мышц – «гипнотическая маска» (заостренные черты лица, особенно носа; плотно сжатые губы, втянутые щеки, запавшие глазные яблоки). Результаты оценивались по 5-ти бальной системе:

«5» — совокупность указанных признаков наблюдалась не позднее, чем через 10 минут от начала сеанса и сохранялось до конца;

«4» — совокупность указанных признаков наблюдалась позже, чем через 10 минут означала, но не позже, чем через 15, и сохранялась до конца сеанса; или был неспонтанный (помехи со стороны) кратковременный выход из транса;

«3» — совокупность указанных признаков наблюдалась позже, чем через 15 минут, или был неспонтанный выход из гипноза, и пациент в дальнейшем так и не вошел в транс до конца сеанса; или — кратковременный спонтанный (без помех со стороны) выход из гипноза;

«2» — совокупность указанных признаков наблюдалась кратковременно, затем произошел спонтанный выход из транса до конца сеанса;

«1»- совокупность указанных признаков во время сеанса не наблюдалось, а были лишь эпизодические отдельные его признаки;

«0» — признаков гипнотического транса не наблюдалось.

Сеансы гипноза продолжались 35-55 минут, количество испытываемых на 1 сеансе от 1 до 15 человек. По данным на 1993 год средний балл «гипнотизации» при таких сеансах составлял 3,9. (В настоящее время значительно выше). Ассоциации (сравнения, образы и т.п.) пациентов конспектировалось, сопоставлялись и систематизировались. Среди многих значимых для пациента ассоциаций ярко выделялись сходные для различных людей ощущения, обрамленные в сходные образы: «грудина становится мягкой», «легкие, как паруса», «легкие дышат сами», «руки, как крылья» и т.д. Эти сравнения включались в дальнейшие сеансы и, соответственно дальнейшему изучению ассоциаций, корректировались и проверялись следующими опытами (критериями была удовлетворенность-неудовлетворенность пациента внушаемыми образами, а также — улучшение состояния сразу после сеанса и через несколько дней). Таким образом, текст совершенствовался и обкатывался на протяжении 6 лет.

Кроме словесно-ассоциативной (о которой шла речь) разработки сеанса, работа велась еще в двух направлениях: над интонированием и над звучанием текста во время чтения.

Для специального интонирования был найден так называемый эффект «Колыбельной», заключающийся в затягивании гласных звуков, чередующимся с отрывистым их звучанием, а также с использованием пауз от 0,5 до 3 секунд. Затягивание звуков (например: «Ва-аше те-елоо…») можно рассматривать, как монотонный раздражитель, оказывающее гипнотизирующее действие, которое создавало своеобразный гипнотизирующий ритм. А неожиданное укорочение гласных (звучание примерно в 2 раза короче, чем в бытовой речи, что можно обозначить, как следующий за гласным звук «й», например: «… мы-ы-ышцы я-азыкай …») действовало как «рауш-гипноз» в миниатюре (от неожиданности): углубляло транс, что в ряде случаев оценивалось объективно («гипнотическая маска» резко становилась более выраженной) и субъективно (расценивалось пациентами, как «испуг», от которого тело становилось более скованным, «утяжелялось», «пропадало» и т.п.). Аналогично действовали и неожиданные паузы.

Интересны были некоторые случайные наблюдения: текст «Свободная воля», написанный на бумаге соответственно эффекту «колыбельной» — с чередованием многократного повторения гласных «-а-а-а-», «-е-э-э-» и пр.) и с укорочением (с «й»), на ряд лиц при его прочтении оказывал довольно сильное суггестивное действие.

Кроме того, при чтении текста во время сеанса гипноза была использована своеобразная вокализация при его исполнении. Это усиливало и гипнотизирующий эффект для пациентов и давало возможность гипнологу больше выразить свои эмоции.

Продолжение следует.

Знакомство с автором — здесь.