Однако, если нарисовать весь процесс вокального звучания, то это будет выглядеть так, что некоторые настойчивые люди смогут обойтись даже без преподавателя…

Часть первая статьи — тут

Б. «Нижнее пение» может подключаться вслед за «верхним» или автономно. Здесь звук исходит из точки за подбородочным выступом. Далее он делает дугу и поджимает нижнюю часть подъязычной области кверху, дугою отодвигая вход в гортань, поворачивает кпереди и оттягивает гортань кпереди. Это состояние подчелюстной области и верха гортани я называю состоянием «пю»: оно становится ощутимым и управляемым при распевках на этом слоге (PS. В качестве распевок обычно используются бессмысленные слоги, которые позволяют настроить звучание резонаторов; самые распространенные – «ми-ме-ма-мо-му»; распевка «пю-пё» помогает настроить именно низкий голос). После установления состояния «пю» растягиваются челюстные суставы и приобретают форму вертикального эллипса. Я для себя называю это явление так: «Подушные микрофоны стали в положение «О»». Эти два «О»-образных микрофона работают в отрыве от других, но их работа дает ощущения объемности голоса – «полный рот голоса», «вокальный шар». Думаю, что это более понятный и приятный образ, чем, например, рекомендации некоторых исполнителей мастер-класса по вокалу: «Как будто ты подавился», «Как будто собираешься рыгнуть», «Гортань становится дыбом, как при рвоте»…

PS-2. «Скрипичный ключ», по которому идет звук высоких голосов, не есть тонкая линия – он имеет ширину. В разные стороны от центральной магистрали звук расходится тонкими струйками в разных направлениях, заполняя собой всю верхнюю челюсть, гайморовы пазухи, надбровье и др. полости лицевой части черепа.

рисовал автор
рисовал автор

PS-3. Состояние «Пю» — типичное состояние певчих птиц в процессе пения. Обратите внимания, как при этом клокочет их подклювье. Оно не просто клокочет, оно управляемо птицей, оно есть природный музыкальный инструмент для игры на вокальных микрофонах. И мы можем управлять так же своим «подклювьем» во включенном состоянии – состоянии «Пю». А еще у нас есть вокальный оргАн (ударение на второй слог). Он находится на внутренней выстилке грудной клетки и грудинно-реберных сочленениях. Как ни странно это звучит, но мы можем использовать грудную клетку изнутри как орган, а ребра — в качестве клавишей. Только не руками, а с помощью внутреннего зрения и сознательным овладением движениями этих мышц, воображением «нажимая» на нужную клавишу нашего органа и получать голосом музыку, сходную с органной. Но система такого звукоизвлечения пока недоработана — это потом. Пока только начинает кое-что получаться.

Наш журнал для умных людей. Мы даем им знания и стимулируем мыслительные процессы.

Знакомство с автором — здесь