• Статья 93, часть первая

«Я занималась вокалом самым серьезным образом. У меня замечательный педагог, который ставит голоса на высокий уровень,  разве что кроме как глухонемым.

Когда мой голос достиг совершенства, я как человек увлеченный и многогранный решила сделать полный анализ: как, по какой траектории идет вовлечение в вокальный процесс наших естественных «микрофонов». Это прежде всего воздухоносные кости черепа – верхняя челюсть, пазуха лобной кости, решетчатая и клиновидная кости. Они заполнены воздухом, который при правильной подаче звука создает резонансы, усиливающие звучание. Особенно помогают здесь гайморовы и лобная пазухи, а также височно-верхнечелюстной сустав. Особенность последнего в том, что он может значительно растягиваться в сухожилиях, а его полость становится в положение, напоминающее букву «О». Так, при сравнительно маленьком «музыкальном инструменте» нашего голосового аппарата, мы можем достигать громкости около 100-120 децибел. Есть описания и еще более громких голосов. Так маленькая птичка соловей слышится за километры. Вот что может изобретательная природа. Вот на какие чудеса способно простое физическое явление – резонанс.

Если же спуститься ниже в своем звучании, то резонатором становится грудина. При дальнейшем усовершенствовании вовлекаются ключицы, ребра и даже лопатки. Возможно, тренировками можно «петь» даже бедром или пяточной костью.

Но просто так одним взмахом наши микрофоны на полную катушку работать не заставишь – их надо «раскрывать» особыми тренировками. Это «раскрытие» в сущности имеет особую  тренировку мышц и сухожилий. Это напоминает изготовление скрипки Страдивари – настолько эта тонкая и тщательная работа. Но здесь вместо рук мастера используются особые ассоциативные приемы посылания голоса в определенные места определенным образом и повторение слышимого звука музыкального инструмента и звукоизвлечения преподавателем. Плюс несколько приемов правильного открывания рта и т.п. Но главное обучение все-таки базируется на подражании. Однако, если нарисовать весь процесс вокального звучания, то это будет выглядеть так, что некоторые настойчивые люди смогут обойтись даже без преподавателя…

рисовал автор

А. Для высоких голосов, когда не подключается «грудное» пение. Как считается, главную роль здесь играет вокальный «куполок» или «яблочко» («Пойте, как будто у вас яблочко во рту» — распространенное пожелание музыкальных работников своим ученикам. Согласитесь, яблоко во рту – не самый лучший тренировочный снаряд для будущего вокалиста). Но даже если это и так, подход к этому «куполку» осуществляется не сразу. Чтобы попасть в это «яблочко», нужно зайти с правильной стороны.

Вокальный звук берет свое начало от воздушной прослойки чуть ниже верхних передних зубов в виде вибраций, дрожаний, зыбкости прилегающего воздушного слоя. Затем он входит в передние верхние зубы. Зубы начинают приятно зудеть внутри. Отсюда он направляется в верхнюю челюсть – и в ней он звенит и обретает металлический оттенок. Далее звук идет в мягкое небо и образует указанный выше «куполок»; по задней поверхности глотки спускается под зубы нижней челюсти; выходит завихрением за пределы рта и, изгибаясь, направляется по основанию носа в лобную кость, в пазухе которой делает петлю и по решетчатой и частично по клиновидной кости отвесно направляется вниз — в верхнюю часть подъязычной области, поднимая мышцы этого участка вверх. Все! «Верхнее пение» включено!

 Б. «Нижнее пение» может подключаться вслед за «верхним» или автономно. Здесь звук исходит…. (продолжение следует — читаем здесь)

Наш журнал для умных людей. Мы даем им знания и стимулируем мыслительные процессы.

Знакомство с автором — здесь