• Статья 103. Часть первая.

«Мне уже многое поздно
Мне уже многим не стать
И к удивительным звездам
Мне никогда не слетать
Мне уже многое сложно
Многого не испытать
Годы вернуть невозможно
Но я умею мечтать».

Перевод психиатрический: «Жизнь в выдуманной реальности равносильна…»

У сына заболел желудок, когда он переел сало. Отец представил, как кусочки сала растворяются в желудке сына – и тому стало легче. (А.Р.Лурия «Маленькая книжка о большой памяти»)

 «Маленькие дворники в разноцветных телогрейках, старики и старушки, убирают мусор из сосудов в моей голове» — этим коротким образным внушением женщина избавилась от изнурительных многолетних головных болей с частыми приступами мигрени и нарушением в период этих приступов речи и письма. Мгновенно. Толчком послужила ярость: никакой внешней причины, никаких особенных обстоятельств не было. Просто разозлилась – перешло количество в качество.

«Зеленые прожорливые гусеницы поедают мою опухоль с большим аппетитом и хрустом» — это маленькая девочка создала такие образы. Толчок – страх смерти. Злокачественная опухоль исчезла через несколько дней. Когда родители привели ее к врачу, чтобы получить направление в больницу – уже ничего не было. Сейчас этой «девочке» уже 34 года.

«Я все детство страдала страхами мертвецов. И даже в возрасте 27 лет они у меня еще периодически возникали в старом родительском доме на фоне переутомления. Но ведь я уже психиатр! Если я хочу быть настоящим специалистом, то должна следовать одному из наиглавнейших принципов врача: «Медик! Вылечи себя сам!» Я дождалась, когда дома никого не было и уже вечерело, а от перегрузок опять подступали проклятые фобии. Я прекрасно понимала, что никакие мертвецы ходить не могут. Но я боялась, что мне от перегрузок что-то померещится и я просто получу инфаркт. А у меня семья и маленький ребенок! И тогда я вырубила в доме электрические пробки, села в темной комнате, где умер отец, спиной к раскрытой двери (по поверьям, покойники подкрадываются сзади) и подумала: «Будь что будет, лучше сразу умереть, чем мучатся от этих кошмаров». Формула внушения вспыхнула спонтанно: «Сейчас сзади подойдет мой мертвый папа и своей негнущейся рукой схватит меня за шею». Уже после первых представлений мне стало смешно. Многолетние страхи рассыпались в пыль. Мало того: я перестала бояться совсем. Причем настолько, что потеряла бдительность и несколько раз чуть не попала под машину. Пришлось напрячься, чтобы приобрести снова это важное для самосохранение чувство – страх. Но патологического, фобий, уже не было никогда. И только спустя несколько лет я вдруг поняла, откуда они взялись. Мы жили в одной комнате со старшей сестрой. И, когда приходило время спать, сестра начинала мне петь «колыбельную»: «Как только ты заснешь, под твоей кроватью появится скелет, который просунет свою костлявую руку к тебе под одеяло. А если ты кому-нибудь расскажешь, то он тебя как-нибудь задушит, а я не буду с тобой дружить» (пусковым механизмом был сплав стыда за трусость и желание «высшего общества» старшей сестры). Естественно, я молчала как партизан и тряслась, как осиновый лист, пока сон под утро не одолевал меня. Эти страхи мутировали, оставляя главную магистраль – страх мертвецов. К нему присоединился страх, что кого-то вырвет. Потом – что я могу опозориться. Потом – страх некрасиво выглядеть. С годами все побочные страхи затухали, но на их место приходили другие – страх заболеть злокачественным заболеванием, страх потерять ногу и т.п. Однако после моей терапии с «мертвым папой» сгорело мгновенно все. И передо мной открылись сверхвозможности лечения, потому что я фактически поверила в то, на какие целительские чудеса я способна. И это касается не только моих возможностей в психотерапии – это лечебные возможности во всех доступных направлениях». (воспоминания Марины Бердс).

Последний пример демонстрирует спонтанное проявление нашего естественного оружия против страхов, которое оформил в научном виде западный психотерапевт Виктор Франкл… (продолжение здесь).

Наш журнал для умных людей. Мы даем им знания и стимулируем мыслительные процессы.

Знакомство с автором — здесь